ЗиУ-5 — самый массовый троллейбус 1960-х

Троллейбус ЗиУ-5 стал первой серийной моделью, разработанной конструкторами и технологами Завода имени Урицкого, который расположен в городе Энгельс и сейчас называется Тролза, на нём мы и были недавно с экскурсией. А на территории завода, сразу за проходной, как раз установлен один из экземпляров этого троллейбуса, а точнее модель ЗиУ-5Д, с серийным номером 8290, 1969 года выпуска.

ЗиУ-5 фото 1

Серийный выпуск этих троллейбусов начался в 1959 году, после успешного прохождения испытаний на дорогах Москвы. А так как Энгельсский завод являлся по сути единственным производителей троллейбусов, то эта модель с 1959 по 1972 годы массово поставлялась почти во все города СССР, и заменив модель МТБ-82, стали во многих троллейбусных хозяйствах единственным видом подвижного состава 

 

ЗиУ-5 фото 2

В статье об этом троллейбусе на википедии написано, что выпущено более 16 тысяч троллейбусов, но табличка, установленная перед этим троллейбусом на заводе гласит, что было изготовлено 14632 машины.

ЗиУ-5 фото 2

Троллейбус был высокопольным, имел несущий кузов, к каркасу которого приклёпывалась алюминиевая обшивка. Привод на задний мост. Двери были только сзади и впереди кузова, что увеличивало время посадки-высадки пассажиров

ЗиУ-5 фото 3

В процессе выпуска конструкция неоднократно с одной стороны совершенствовалась, с другой упрощалась и удешевлялась, чтобы обеспечить массовость производства.

ЗиУ-5 фото 4

Известно несколько модификаций троллейбуса, в частности на ЗиУ-5Д был установлен более мощный двигатель, задний мост производства Венгрии, изменена электрическая схема.

ЗиУ-5 фото 5

Салон имел 38 сидячих мест, для чего по левому и правому бортам устанавливались двухместные мягкие пружинные сиденья. Всего же троллейбус мог перевозить до 120 пассажиров

ЗиУ-5 фото 6

А вот такие «автоматы» для продажи билетов я помню, но как работает — уже не очень.

ЗиУ-5 фото 8

Как пишут, эргономике кабины водителя было уделено немалое внимание, хотя в итоге водители жаловались на плохой обзор справа из-за двери в кабину.

ЗиУ-5 фото 9

Как я понимаю, это главный «выключатель», рубильник отключающий троллейбус от контактной сети

ЗиУ-5 фото 10

За рулём. Вспоминая кабину современного троллейбуса, разница, конечно, огромная

ЗиУ-5 фото 12

Панель приборов

ЗиУ-5 фото 13

В 1972 году начался выпуск новой модели троллейбусов, ЗиУ-9, а маршрутная эксплуатация троллейбусов ЗиУ-5 начала сокращаться, и закончилась где-то в середине 1980-х годов.

ЗиУ-5 фото 16


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.