«Кровавый» мост

Саратовский железнодорожный мост через Волгу в районе Увека иногда называют «кровавым» и есть за что. Так он выглядит с Энгельсской стороны с конца старой дамбы, которая, похоже, использовалась для паромной переправы общества Рязано-Уральской железной дороги

1

Вид на мост от Увека. Со стороны Энгельса идет длинная дамба к железнодорожному мосту. А чуть левее моста видно островок, покрытый деревьями, это и есть старая дамба.

2

Строился мост долго и сложно, только споры о месте строительства заняли 37 лет. По центур кадра — бухта нефтяная, здесь заправляют танкеры продукцией Саратовского Нефтеперерабатывающего завода.

3

Вдоль дамбы, длинной около трех километров, с левого берега идет дорога, которая потом уходит на старую дамбу (деревья справа).

4

Поезд на дамбе. Ещё на дамбе можно встретить рыбаков и отдыхающих, но в основном они тоже на старой части дамбы.

5

А вот и сам железнодорожный мост

6

Недалеко на рейде стоят танкеры ожидающие своей очереди на погрузку нефтепродуктов.

7

Рядом видно сильное течение и круговорот воды.

8

Вид на мост с берега бухты Нефтяной.

11

Так почему же мост «кровавый»? Видимо, во время его постройки различные происшествия случались не редко. О некоторых из них известно вот что.

Строителям было известно, что работа предстоит сложная, в том числе и на глубине, ведь необходимо подготовить илистый речной грунт для установки на него опорных конструкций моста. Кессонщики должны были в спецлифтах, спускаться на дно Волги и проводить необходимые работы. Эта работа требовала наличия высококвалифицированных кадров. Однако в команде кессонщиков 60% составляли новички, которые в большинстве своем были осужденными.

Однажды, когда команда кессонщиков выполняла работы, по неизвестной причине погас свет и прекратилась подача воздуха. В кромешной темноте началась паника. Люди кинулись к лестницам, опоздавшие стаскивали более удачливых за ноги. Среди рабочих оказался молодой инженер, который сумел починить подъемник. К сожалению, двое рабочих все же погибли от недостатка кислорода.

9

Самая крупная трагедия произошла 13 апреля 1934 года. При сборке пролетных строений произошла деформация пролета и мост буквально развалился. …Время было обеденное, и большинство рабочих в целях экономии времени ели прямо на рабочих местах. В результате аварии всех сбросило в Волгу. Падая с 14-метровой высоты, люди пробивали своими телами лед, который еще кое-где покрывал реку, но спастись не могли — тающий лед был еще достаточно крепок и не давал плыть, но не выдерживал тяжести людей, которые пытались выбраться из ледяной воды. Тогда в Волге утонуло около 150 человек, но точных данных в архивах нет. Официальные органы и газеты тех лет об этом молчали. Все погибшие похоронены на Увекском кладбище, которое и образовалось после этой аварии.

10

Казалось, мост уже собрал свою кровавую жатву. Но надежды на спокойное завершение стройки не оправдались. С 30-ми годами в жизнь саратовцев пришли и сталинские репрессии. Врагов народа видели в каждом встречном. Созданные следственные комиссии определили, что в трагедии на железнодорожном мосту приняли участие члены троцкистско-бухаринского заговора: студенты и преподаватели Саратовского университета и дорожного института. Дело в том, что ученые активно сотрудничали со строителями и решали для них различные проектные задачи.

Судебное разбирательство длилось долгое время. А город был переполнен слухами. Говорили даже, что профессор кафедры геодезии Багдазевич на стенах своей камеры кровью написал все расчеты, пытаясь доказать следователям, что ошибки в его расчетах нет и никогда не было. Впоследствии пуля какого-то красноармейца оборвала его жизнь. Остальные «заговорщики» получили по десять лет лагерей…

Вот такая вот история происшествий. И, наверное, не полная.

Источники:
http://www.ruzgd.ru/sarat_most1.shtml — здесь более подробная история строительства моста
Газета «Неделя области» Саратовской областной думы№ 28 (93) от 07.07.2004


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.